Су-27 - одноместный, двухдвигательный реактивный истребитель четвертого поколения. Современная аэродинамическая компоновка, высокая тяговооруженность благодаря мощным и экономичным двухконтурным турбореактивным двигателям, большой запас топлива, широкий диапазон высот и скоростей полета, высокоэффективный комплекс радиоэлектронного оборудования, современное управляемое ракетное вооружение обеспечивают его высокую эффективность при перехвате воздушных целей, позволяют ему уверенно вести ближний маневренный воздушный бой, а также дальний ракетный перехват воздушных целей. Опытный самолет Су-27 совершил первый полет 20 апреля 1981г. Самолет выполнен по нормальной балансировочной схеме, имеет интегральную аэродинамическую компоновку с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа, образующих единый несущий корпус. Конструкция цельнометаллическая с широким применением титановых сплавов. Фюзеляж типа полумонокок с круговым поперечным сечением. Носовая часть отклонена вниз. Летчик располагается на катапультируемом кресле К-36ДМ, обеспечивающем аварийное покидание самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета. Летчик экипирован высотно-компенсирующим костюмом или высотным морским спасательным комплектом, защитньм шлемом и комплектом кислородного оборудования ККО-5.
Вооружение:
автоматическая одноствольная пушка ГШ-30t (30 мм, 1500 выстр./мин, 150 патронов). Ракетное вооружение имеет 10 узлов подвески. Может устанавливаться до шести УР класса "воздух-воздух" средней дальности Р-27, до четырех УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН. На Су-27ИБ могут устанавливаться две противолокационные ракеты Х-31, УР класса "воздух-поверхность" Х-29Т с телевизионным и Х-29Л с лазерным наведением, а также могут устанавливаться бомбы КАБ-150 и УАБ-500 с лазерным, телевизионным или ИК наведением.Управление УРХ-29 может осуществляться при помощи нашлемной системы.
Разновидности самолета Су-27
Су-27П - одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО страны. Су-27ИБ -двухместный истребитель-бомбардировщик с расположением сидений рядом. Предназначен для поражения точечных сильнозащищенных целей в любых погодных условиях и любое время суток. Начал эксплуатироваться с апреля 1990 г. Су-27К (Су-33) - корабельный истребитель, предназначенный для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. Истребитель оснащен складывающимся крылом и стабилизатором, в хвостовой части установлен тормозной гак. Вооружение включает сверхзвуковую противокорабельную УР "Москит" большой дальности. Су-27ПУ (Су-30) - самолет наведения и целеуказания. Способен осуществлять одновременное наведение четырех перехватчиков Су-27. С 1992 г. осуществляется серийное производство в г. Комсомольске-на-Амуре. Су-27УБ - двухместный учебно-боевой истребитель. С 1986 г. серийно строится в Иркутске. Су-27УП - серийный учебно-патрульный самолет для ПВО с системой дозаправки топливом в воздухе. П-42 - рекордный вариант перехватчика Су-27. В 1986- 1988 гг. на нем установлено 27 мировых рекордов скороподъемности и высоты горизонтального полета. Самолеты Су-27 серийно строятся в г. Комсомольске-на-Амурес 1982 г. и находятся на вооружении России с 1984 г. В 1991 г. ВВС приняли решение развивать Су-27 как базовый самолет и на его основе делать и разведчик, и истребитель- бомбардировщик, и постановщик помех, всепогодный перехватчик. 24 самолета Су-27 проданы Китаю.