Фронтовой истребитель МиГ-29 МОДИФИКАЦИИ. МиГ-29 - исходный одноместный фронтовой истребитель;
МиГ-29К - многоцелевой палубный истребитель-бомбардировщик;
МиГ-29КВП - промежутточный вариант, построенный для отработки взлёта с
трамплина и посадки на аэрофинишёр. Может использоваться как боевой
самолёт, а также, как тренировочный для лётчиков корабельной авиации на
наземных аэродромах. Единственное его отличие от обычного самолёта
наземного базирования - гак и усиленная конструкция;
МиГ-29М - усовершенствованный фронтовой истребитель с электродистанционной системой управления и улучшенным оборудованием;
МиГ-29МЭ - экспортный МиГ-29М;
МиГ-29С - усовершенствованный фронтовой истребитель.;
МиГ-29СМ унаследовал от МиГ-29СЭ (самолеты, подобные этой модификации,
были поставлены в Малайзию) все нововведения: увеличенная бомбовая
нагрузка (до 4 т), дозаправка в воздухе, ракеты с активной
радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ, повышающими шанс
победить в дальнем бою в 6-7 раз. Уже эти две модификации по основным
параметрам не уступают или превосходят, разрабатываемый "Еврофайтер" -
истребитель следующего поколения.;
МиГ-29СМТ - новая экспортная
модификация МиГ-29М. Унифицированная (т. е. впоследствии будет ставится
на все российские истребители) кабина с 3 МФД, легче на 900 кг за счет
импортной элементной базы. Hовая РЛС (с автоматическим
картографированием местности). Дополнительные баки. Бомбовая нагрузка
(до 4тонн) и дальность (до 3500 км) увеличены;
МиГ-29СЭ - усовершенствованный фронтовой истребитель, снабжённый системой дозаправки в воздухе. Экспортная модификация.;
МиГ-29УБ - двухместный учебно-боевой вариант. Создан в 1981 г.;
МиГ-29УБТ. Двухместная модификация для выполнения специальных ударных заданий. Первый полёт 10.08.98 года ;
МиГ-29 с поворотными соплами двигателей - экспериментальный самолёт для
отработки системы отклонения вектора тяги, которая, возможно, найдёт
применение на многоцелевом истребителе следующего поколения,
разрабатываемом с 1988 г. на основе МиГ-29. Постройка истребителя
пятого поколения была завершена ещё в 1991 г., но он ещё не смог
подняться в воздух из-за отсутствия средств на доводку двигателей;
МиГ-33 - МиГ-29М;
МиГ-35 - глубокая модернизация МиГ-29М (МиГ-33).
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 11.36 м; длина самолета (со штангой ПВД) 17.32 м; высота
самолета 4.73 м; площадь крыла 38.0 м2; минимальная фронтальная ЭПР 2
м2.
ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1 человек (у МиГ-29УБ и МиГ-29УБТ- два).
ДВИГАТЕЛИ. 2хТРДДФ РД-33, НПО им. В.Я. Климова.
Истребитель
МиГ-29 оснащен двумя турбореактивными двигателями системы Туманского с
использованием дожига топлива. Двигатель бездымный с впрыскиванием воды
при посадке, как и другие двигатели Туманского.
Тяга:- нефорсажная 2 х 5100 кГс,
- форсажная 2 х 8300 кГс;
расход топлива на двигатель:
- на максимале 0.77 кг/кГс∙ч (21.8 мг/Н∙с),
- форсажный 2.10 кг/кГс∙ч (59.48 мг/Н∙с);
степень двухконтурности 0.4;
степень повышения давления 20;
максимальный диаметр 1000 мм;
масса двигателя 980 кг;
масса силовой установки 1217 кг.
МАССЫ И НАГРУЗКИ. Масса пустого 10900 кг; масса максимальная взлетная 18480 кг; масса
нормальная 15240 кг; боевая нагрузка 3000 кг; максимальный запас
топлива во внутренних баках 4200 л.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость полёта: на большой высоте 2450 км/ч (М=2.3), у
земли 1300 км/ч; максимальная скороподъемность у земли 330 м/сек; время
разгона от 600 до 1100 км/ч 13.5 с, от 1100 до 1300 км/ч 8.7 с;
взлётная скорость 220 км/ч; длина разбега -без форсажа 600-700 м, с
форсажём 260 м; скорость захода на посадку 260 км/ч, посадочная
скорость 235 км/ч, длина пробега (с тормозным парашютом) 600 м;
практический потолок 17000 м; перегоночная дальность -без ПТБ 1500 км,
с одним ПТБ 2100 км, с тремя ПТБ 2900 км; максимальная скорость
разворота 23.5 ╟/сек; эксплуатационная перегрузка + 9 ед.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Крыло снабжено полностью открывающимися предкрылками, эффективными закрылками и полуоткрывающимися элеронами.
Кабина
МиГ-29 удивительно просторна и накрывается большим фонарем, что
обеспечивает большее поле зрения, чем у западных истребителей.
Приборная панель практически идентична таковой у Су-27, что облегчает
пилотам переход с одной машины на другую.
Уникальная
особенность МиГ-29 - возможность взлёта с боевой нагрузкой на одном
двигателе с включением второго двигателя уже в воздухе, что позволяет
сэкономить драгоценное время при взлёте по тревоге.
ВООРУЖЕНИЕ. МиГ-29 является универсальным истребителем, способным как наносить
бомбовые удары, так и завоевывать превосходство в воздухе. Вооружение
включает одноствольную пушку ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов,
скорострельность 1500 выстр./мин) в левом корневом наплыве крыла. Крыло
имеет шесть (восемь на МиГ-29К) точек подвески грузов. Все подвески
МиГ-29 могут нести бомбы, либо другое вооружение класса "воздух-земля".
Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльевых узлах МиГ-29 могут
быть установлены: шесть УР ближнего боя Р-60М или малой дальности Р-73
с ИК ГСН; четыре УР ближнего боя и две УР средней дальности Р-27РЭ с
радиолокационной или Р-27ТЭ с ИК системой наведения. Предполагается
установка новой УР средней дальности Р-77. Возможна установка старых УР
Р-23. Для действий по наземным целям самолёт может нести бомбы, блоки
НАР калибром 57 мм, 80 мм, 122 мм и 240 мм, унифицированный контейнер
мелких грузов КМГУ-2. Возможно использование УР класса
воздух-поверхность Х-25М с пасивным радиолокационным, полуактивным
лазерным или корабельным наведением, Х-29 (МиГ-29К) с ТВ или лазерным
наведением, сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-31А (МиГ-29К),
дозвуковой противокорабельной ракеты Х-35.
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В серийном производстве. 1-й полет прототипа - 1977 год; принятие на
вооружение - 1982 год. Считается, что первая советская эскадрилья
МиГ-29 была сформирована в течение 1984г. К январю 1986г. МиГ-29 были
поставлены во многие военно-воздушные части СССР.
В начале 1999 года
истребитель МиГ-29СМТ получил сертификат ВВС России, что позволяет
начать работы по переоборудованию МиГ-29 в строевых частях ВВС России,
проводить их на самолетах зарубежных заказчиков, начать серийное
производство.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Обозначение НАТО "
Fulcrum".
МиГ-29 - один из лучших в своём классе реактивных истребителей четвёртого поколения.
МиГ-29 создавался для завоевания превосходства в воздухе в зоне боевых
действий и на небольших удалениях от фронта и предназначен для борьбы с
авиацией противника, прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с
воздуха, противодействия воздушной разведке противника днём и ночью, в
простых и сложных метеоусловиях. Кроме уничтожения воздушных целей на
средних и малых дистанциях, в том числе и на фоне земли, он может также
поражать подвижные и неподвижные наземные и морские цели. МиГ-29
превосходит по многим параметрам свои зарубежные аналоги (F-16, F/A-18,
"Мираж"2000). Высокая тяговооружённость, отличная аэродинамика дают
ускоренный разгон, высокую скороподъёмность, малые радиусы виражей,
большие угловые скорости разворота, возможность длительно маневрировать
с большими перегрузками. Самолёт может эффективно вести активный
маневренный бой с применением пушки, всеракурсный ракетный бой на
ближних и средних дистанциях, выполнять перехват ударных и
разведывательных самолётов, в том числе низколетящих на фоне земли.
МиГ-29 - создан на долгую перспективу. Впервые поднявшись в воздух
около 20 лет назад он и по сей день остается лучшим в мире истребителем
в своем классе. Мало того, последняя его модификация, МиГ-29СМ, впервые
показанная на авиасалоне в Париже в 1995 году, является уже полностью
многофункциональным истребителем, оснащенным высокоточным оружием
"воздух-земля" Его ударная мощь возросла в три раза, по сравнению с
предыдущими модификациями.
РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. А.И. Микояна.